Время работы

Экспозиции

Постоянные  экспозиции галереи занимают три этажа бывшего здания Спасо-Преображенского кафедрального собора. Первоначально одноэтажное, это здание было реконструировано в 1950-х годах: высота помещений позволила устроить, не нарушая основной конструкции здания, два дополнительных этажа для размещения экспозиций. Временной диапазон представленных музейных предметов охватывает  пять столетий — от XV века до начала XX века: это только подлинные произведения искусства разных стран, эпох, стилей и направлений. Каждый экспонат имеет свою историю, или провенанс, и собственный путь, по которому он попал в фонды Пермской художественной галереи. Коллекции галереи — плод многолетней исследовательской и собирательской работы музейных сотрудников. Многие предметы приобретены у владельцев, художников, коллекционеров. Большой блок произведений поступил в 1920-30-е годы из Государственного музейного фонда, из центральных музеев: Государственного Эрмитажа (Ленинград), Государственного Русского музея (Ленинград); в 1940-е годы музейные фонды часто пополнялись через Государственные закупочные комиссии.

 

 

Экспозиция русского искусства

Экспозиция русского искусства начинается с зала искусства XVIII века. Этот период получил название «век портрета», он представлен работами крупных мастеров русской портретной живописи — Федора Рокотова, Ивана Аргунова, Владимира Боровиковского. Пейзаж Петербурга кисти крупнейшего мастера русской ведуты (архитектурного пейзажа) Федора Алексеева и картина Андрея Воронихина дают представление о новом для русского искусства жанре.

Небольшой, но емкий и выразительный блок произведений представляет музейную коллекцию «россики» — живописных работ, как правило, в жанре портрета, выполненных иностранными мастерами, работавшими в России в  XVIII — первой половине XIX веков: Л. Каравакком, П. Ротари, И.-Б. Лампи, Ж. Л. Вуалем, И. Б. Франкаром, С. И. Тончи.

В следующих нескольких залах можно познакомиться с русским искусством  XIX-начала XX веков, от творчества художников-академистов до представителей разных течений русского авангарда.
Одно только перечисление знаменитых имен дает представление о богатстве и широте коллекции галереи, в которой немало редких произведений. К таким можно отнести один из первых эскизов к полотну «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, этюд к картине «Явление Христа народу» Александра Иванова,«Богоматерь с младенцем» Федора Бруни.

Показаны практически все жанры — от исторического до сюжетной картины. Особенное внимание уделено пейзажу и его разным внутрижанровым направлениям: от «идеального», где природа «исправлена и облагорожена» до пейзажа настроения, психологического пейзажа. Начинает эту тематическую линию в экспозиции пейзаж «Водопады в Тиволи» Федора Матвеева — первым из  выпускников по классу ландшафтной живописи Петербургской Академии художеств, получившего большую золотую медаль. Представлено творчество всемирно известного мастера морского пейзажа  Ивана Айвазовского, а также его современников, талантливых маринистов Алексея Боголюбова и Александра Дорогова. Произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева отражают смысловое и идейно-философское разнообразие русской пейзажной живописи.

Русская живопись XIX века  представлена произведениями В. А. Тропинина, В. П. и П. П. Верещагиных, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, М. К. Клодта, И. Н.  Крамского и других.
Богатое переменами в художественной жизни время рубежа XIX–XX веков вошло в историю русского искусства с именами В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова-Мусатова, К. Ф. Богаевского, И. Э. Грабаря, А. Я. Головина, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского, А. И. Савинова и многих других замечательных мастеров, произведения которых отражают богатый спектр направлений в искусстве этого времени.

Произведения художников русского авангарда постоянно экспонируются на зарубежных выставках. Пейзажи, натюрморты, беспредметные композиции  знаменитых мастеров Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, Н. С. Гончаровой, Л. С. Поповой, А .М. Родченко, К. С. Петрова-Водкина и других из пермского собрания  известны любителям искусства  Италии, Германии, Бельгии, Испании, Америки.

 

 

 

 

 

Экспозиция древнерусской живописи

Здесь можно увидеть ценнейшие произведения конца XV — середины XVIII веков: храмовые иконы, созданные в мастерских Москвы и Средней Руси, Русского Севера и Урала, вкладные иконы Строгановых, писаные мастерами Московской Оружейной палаты. В центре экспозиции — одна из жемчужин коллекции, икона 1580 года «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах», созданная московским иконописцем Истомой Савиным по заказу владельца прикамских земель Никиты Григорьевича Строганова. Самый ранний из представленных памятников — икона «Благовещение» московской школы — относится ко второй половине XVвека.

Экспозиция древнерусской живописи расположена в алтарной части и отделена от остального музейного пространства иконостасом, представляющим собой памятник позднего православного храмового искусства. Это подлинный иконостас Спасо-Преображенского собора, находящийся на своем месте с момента освящения собора в 1818 году.

 

 

Экспозиция пермской деревянной скульптуры

Титульная коллекция галереи представлена в подкупольном пространстве собора. 
Объемные изображения (от рельефа до круглой скульптуры) Иисуса Христа, святых, ангелов и архангелов, а также резные царские врата XVII–XIX веков первоначально находились в храмах разных, преимущественно северных,  населенных пунктов Прикамья. Эти произведения были собраны в ходе экспедиций художественного музея по храмам Пермского края (самая северная точка — село Ныроб), организованным Н. Н. Серебренниковым в 1920-х годах, когда начиналось массовое закрытие и уничтожение церквей. 

 

 

Николай Николаевич Серебренников

Николай Николаевич Серебренников

1902-1956
История Пермской художественной галереи неразрывно связана с именем Николая Николаевича Серебренникова, стоявшего у истоков развития пермского художественного музея (впоследствии Пермской государственной художественной галереи). На протяжении 25 лет, с 1925 по 1949 год он занимал пост директора, а после, до 1960 года — главного хранителя галереи. По его инициативе и при непосредственном участии складывались основные коллекции галереи, а в появлении коллекции пермской деревянной скульптуры, одного из культурных брендов Пермского края, он сыграл главную роль.

 

 

Коллекция является самым крупным в нашей стране собранием русской храмовой деревянной скульптуры и насчитывает около 500 экспонатов. Скульптуры представляют особо почитаемые образы христианской православной церкви  и являются образцами высокого  художественного  мастерства. Особой категорией памятников являются образы сидящего Спаса, или Спаса в темнице,  обладающие большой художественной выразительностью и стилистическим разнообразием. Большинство произведений выполнены неизвестными мастерами. Исключение составляют работы Н. М. Кирьянова (конец XIX века, деревня Габово) и Д. Т. Домнина (вторая половина XVIII века, село Нижнечусовские Городки).

Пермская деревянная скульптура широко известна в России и за ее пределами, произведения из этой коллекции участвовали на выставках в Москве, Париже, Осаке, Брюсселе.

 

 

 

Экспозиция искусства Западной Европы 

Экспозиция представляет искусство Италии, Голландии, Фландрии и Франции. Самые ранние произведения — это картины мастеров Итальянского Возрождения XV–XVI веков: Антонио да Витербо, Франческо Граначчи и Франчабиджо.

XVII век в Европе — это эпоха барокко и расцвет  живописных школ Фландрии и Голландии. В экспозиции находятся работы видных мастеров пейзажа и жанровой картины Якоба Йорданса, Яна ван Гойена, Дэвида Тенирса Младшего, Филиппа Воувермана, а также классиков голландского натюрморта Корнелиса де Хема, Виллема ван Альста и других.