Время работы

Новости

Две работы Ильи Репина из собрания Пермской галереи стали участниками  выставки в Третьяковской галерее

Две работы Ильи Репина из собрания Пермской галереи стали участниками выставки в Третьяковской галерее

16 марта в Третьяковской галерее откроется масштабная выставка произведений Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Экспозиция представит лучшие работы мастера, созданные с начала 1870-х по конец 1920-х годов. Выставка включает более 170 живописных полотен и более 130 графических работ. Помимо хрестоматийно известных, знакомых всем из школьной программы картин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») для выставки отобраны малоизвестные произведения, которые станут настоящим открытием для публики. Важное событие – экспонирование крупноформатного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» из собрания Государственного Русского музея. Всего же в состав выставки включены произведения из 26 музеев России и зарубежья, а также из ряда частных собраний. 

Пермская галерея представляет на выставке два портрета работы Ильи Репина – «Мефистофель» и «Портрет Веры Васильевны Веревкиной».

Е.И. Репин. Мефистофель. 1898

«Мефистофель» (холст, масло. 60х45) написан художником в 1898 году. В то время (в конце XIX века) образ Мефистофеля волновал многих художников. Обращение Репина к нему, возможно, было связано с успешными выступлениями Федора Шаляпина в роли Мефистофеля в частной опере Саввы Мамонтова. Этюд написан Репиным со своего ученика Сергея Девяткина, обладающего незаурядной внешностью. Образ Мефистофеля был создан буквально в один сеанс, на одном из костюмированных вечеров, которые часто устраивались на квартире Репина. Портретная задача намеренно сужена, подчинена одной единственной составляющей - представить живописную импровизацию на тему зловещей красоты зла. Работа отличается смелыми пятнами цвета. Это этюд настроения, характера, психологического типажа. Яркий и выразительный, но лишённый личностных качеств. Ведь Репин писал не Девяткина, а Мефистофеля.

Е.И. Репин. Портрет В.В. Веревкиной. 1916

«Портрет Веры Васильевны Веревкиной» (Холст, масло. 65 х 57) - одна из поздних работ художника. Образ своей бывшей талантливой ученицы Репин написал в 1916 году в Пенатах, когда Вера Васильевна приехала с фронта. Она была медицинской сестрой. Корней Чуковский вспоминал о ней: «… то была стройная высокая красивая женщина с порывистыми движениями и усталым одухотворенным лицом…». С Репиным Веревкину связывала большая человеческая дружба, он восхищался талантливостью своей ученицы. В свою очередь Вера Васильевна вспоминала об истории создания этого портрета: « В день рождения Репина мы сидели в ромбическом «фонаре». Он писал мой портрет на фоне начинающего увядать сада». Образ, созданный на портрете, – яркая индивидуальность. Не увядание, а молодость, горячность натуры, одухотворенность и порывистость героини запечатлел на портрете живописец. 

Выставка работ  И. Репина в Третьяковской галерее будут работать с 16 марта по 18 августа 2019 года.

На месте работ, отправленных на выставку, в экспозиции размещены произведения Архипа Куинджи: «Гора Эльбрус», «Стволы берез», «Этюд моря. Крым» из фондов галереи, а также работа И. Репина «Мужской портрет» (1908), написанный в сложной технике акварели и гуаши. 

На портрете изображен Герман Иванович Шоофс (1864 – после 1917), близкий знакомый Ильи Репина, у которого художник часто бывал и в Санкт-Петербурге, и на даче в Павловске. Герман Иванович «высылал порой к Финляндскому вокзалу свою карету, чтобы Репину, приехавшему из Куоккалы, не пришлось мыкаться на петербургских трамваях» - вспоминал К.И. Чуковский.

И.Е. Репин. Мужской портрет. 1908