Время работы

Новости

Сидящий Спаситель вернулся из Ватикана

Сидящий Спаситель вернулся из Ватикана

«Сидящий Спаситель» из собрания Пермской галереи вернулся из путешествия в Ватикан. Вместе с шедеврами из собрания Третьяковской галереи пермская деревянная скульптура экспонировалась на выставке «Русский путь: от Дионисия до Малевича» в базилике Святого Петра. Сегодня «Сидящий Спаситель» занял свое место в постоянной экспозиции деревянной скульптуры. 

Выставка «Русский путь: от Дионисия до малевича» проходила в Ватикане с 19 ноября 2018 года по 17 февраля 2019 года. Ее организатор – Третьяковская галерея, куратор – искусствовед Аркадий Ипполитов. Выставка продемонстрировала путь русского искусства за 500 лет: от иконописи до авангарда. Среди работ – «Явление Христа народу» Иванова, «Тройка» Перова, «Христос в пустыне» и «Неутешное горе» Крамского, «Не ждали» и «Перед исповедью» Репина, «Над вечным покоем» Левитана», работы Врубеля, Филонова, Кандинского, Малевича и других русских художников. Среди этих шедевров и Сидящий Спаситель (XVIII век) из собрания Пермской галереи.

Эта скульптура происходит из церкви Воскресения Христова (г. Соликамск). Изображение входит в состав сюжетов страстного цикла и отсылает к последним часам земной жизни Христа, которые он провел в военном лагере (претории), поругаемый римскими солдатами. 
В Евангелии так описывается этот сюжет: «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость: и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове…» (Мф. 27:27 – 30). 

Образ печального и сосредоточенного Христа – один из самых выразительных в пермском собрании. Христос погружен в горестное раздумье, ведет внутренний монолог и отстранен от внешних событий, от той мучительной реальности, в которой он находится.