Тропинин В.А.

Портрет Крашенинникова.

Изображает (погрудно) молодого мужчину в красном халате, из-под которого выпущен вокруг шеи широкий воротник белой рубашки, повязанной синим шелковым платком. Лицо обращено прямо к зрителю, розовое, глаза голубые, волосы короткие, русые, свободно лежащие на голове. Фон ровный, темный.
Тропинин В.А.

Портрет Крашенинникова.

  • 1824
  • Холст, масло.
  • Ж-124
  • ПГХГ КП-702
показать описание

Портрет ФЕДОРА ПЕТРОВИЧА КРАШЕНИННИКОВА (1806-1887), коллежского советника, старшего столоначальника в департаменте разных податей и сборов, был написан Тропининым в 1824 году, в счастливый период жизни. Именно к этому периоду относится так называемая «халатная» серия портретов. Через характерную бытовую деталь – домашний костюм автор утверждает самоценность личности ( а не чина). Причем, показывая своего героя в домашней обстановке, автор далек от приземленной обыденности в характеристике портретируемых, скорее – это романтическое восприятие современника. В образе Крашенинникова есть особенность, свойственная большинству портретов Тропинина, - открытость, доброжелательность. Тропинин объяснял это сам: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни».

Такая позиция сближает Тропинина с классицистической эстетикой не приукрашивать модели, а передавать лучшее, что есть в человеке.

Герой портрета полон молодых сил и энергии, что передается крепостью пластической формы, «открытым» цветом красного халата.

Как и многие другие, работа написана в традициях академической живописи: первоначально карандашный рисунок, затем прописи или проработка гризайлью, повторные прописи и лессировки. Живописный слой тонок, все слои от грунта до лессировок прозрачны и «работают» на просвет. Кроме того, Тропинин применял двухслойные грунты. В нижний слой добавлялась охра, придавая красочному слою золотистый теплый оттенок. Поэтому так естественен теплый колорит его портретов. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам