Новости

"Однажды в музее": реабилитационная игра для детей

2 июня в Пермской галерее прошел семинар «Музей и юный зритель: лицом к лицу». Участники семинара обсуждали вопросы работы с детской аудиторией, в том числе, с детьми с инвалидностью.

«Может ли музей помочь процессу детской реабилитации и как? – этот вопрос стал одним из самых важных. А разбирали его, в том числе, с помощью психологической реабилитационной игры «Однажды в музее», которую авторы презентовали на семинаре. 

Эльвина Иванова.  Руководитель проекта, психолог онкоцентра и сотрудник фонда «Берегиня»

Эту игру создали сотрудники Благотворительного фонда «Берегиня», Пермской художественной галереи и Пермского онкогематологического центра им. Ф.П. Гааза – партнеры проекта «Музей идет в больницу». 

Авторы игры поставили своей целью совместить реабилитацию ребят с познавательной деятельностью. «Мы решили создать игру про музей, содержащую механизмы социально–психологической реабилитации. Аналогов в России мы не нашли, поэтому разрабатывали ее «с нуля» - объясняет руководитель проекта, психолог онкоцентра и сотрудник фонда «Берегиня» Эльвина Иванова.

Суть игры достаточно проста: игроки попадают в музейные залы, где им под руководством ведущего необходимо выполнить различные задания – например, найти пропавшие экспонаты или недостающие элементы, персонажей с картин. 

Несмотря на кажущуюся простоту, «Однажды в музее» – игра серьезная, способствующая развитию ребенка, расширению представлений об окружающем мире.  

Эльвина Иванова приводит примеры реабилитационных механизмов в игре:

«Игру за ребёнка проходит игровой персонаж – сыщик, который обладает определёнными сыщицкими талантами. И даже если что-то вдруг идёт не так, например, неправильно выполнено задание, ребёнок всё равно чувствует себя безопасно, потому что ошибку совершил сыщик. И ещё участник видит, что ошибки - это нормально, они показывают новый путь решения задачки. 

На определённых этапах игра предлагает персонажу сделать выбор – выбери, как будешь ходить дальше? Во время болезни ребёнок лишён возможности выбирать – всё за него решают взрослые – врачи, родители. Игра помогает ребёнку вернуться в среду, где он сам может выбирать куда ходить, с кем играть и проч., то есть совершать выбор, быть самостоятельным, а значит нести ответственность за своё решение.

В игре в какой-то момент появляется «сигнализация»  - ребёнку надо быстро стать невидимым – закрыть глаза рукой, замереть. Через некоторое время ведущий говорит: «Вы видимы». История про видимость о том, что когда ребёнок лежит в больнице, находится долго в ограниченном пространстве, то он видит мир только из окна. По сути, он не видит мир, мир не видит его. Игра помогает снова почувствовать себя видимым – я есть, я активен, я проживаю собственную жизнь». 

Эльвина Иванова.  Руководитель проекта, психолог онкоцентра и сотрудник фонда «Берегиня»

«Важно, что игра помогает преодолевать негативные эмоциональные стороны болезни и делает время, проведенное в больнице, более ярким и насыщенным. Но не менее важен проект и для музея – мы осваиваем опыт общения с особой аудиторией зрителей. Это рано повзрослевшие дети с серьезным опытом борьбы за жизнь» - говорит ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ольга Гусева.

Поскольку в игре заложены элементы реабилитации, для её использования в больницах будут формироваться группы из специалистов, работающих с тяжелобольными детьми, которых будут обучать специальным методикам. 

Ольга Гусева. Ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи

В целом же, как утверждают авторы, игра получилась универсальной, для разных детей, в том числе по возрасту. В ней заложены механизмы, которые позволят расширить границы целевой аудитории, и играть в нее могут ребята не только с онкологическими, но и с другими видами заболеваний, а кроме того и дети – посетители музея, и семьи с детьми. 

Работа над игрой началась еще в августе 2020 года, довольно долго шли процессы создания и тестирования, в которых помогали и проходящие лечение в онкоцентре дети, и уже выписавшиеся маленькие пациенты, и их родители.  Игра создана в офлайн и онлайн форматах.

В работе над игрой принимали участие методолог игр Антон Нефедов, специалисты по реабилитации и волонтёры фонда «Берегиня» и онкоцентра, фонда «Потерь нет», г. Уфа, сотрудники Пермской художественной галереи и Пермского краеведческого музея, пермский художник Александр Кошелев. Помог с созданием онлайн версии игры Роман Доронин.

Игра «Однажды в музее» создана при грантовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют - Помощь»

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам