Натюрморт - ягоды и фрукты.
- XVII в.
- Дерево, масло.
- Ж-90
- ПГХГ КП-2166
В натюрморте, как ни в одном другом жанре голландской живописи, за исключением разве пейзажа, отразились стремления голландского бюргерства к увековечению в искусстве облика родины, родного дома, своей деловитости и благосостояния. Культ частного быта, преобладавший в среде голландского бюргерства, в немалой степени определял подход художников к изображаемым мотивам. Авторы натюрмортных постановок заботливо расставляют посуду, цветы и фрукты, как бы представляя их зрителю. Этот композиционный принцип доминирует как в ранних скромных «завтраках», отражающих пуританские вкусы демократических кругов первой половины столетия, так и в натюрмортах второй половины XVII века с их пышными букетами, серебряной и фарфоровой посудой или битой дичью указывающих на принадлежность этих вещей самым состоятельным слоям голландского общества.
Именно такой принцип торжественного «выведения» предметов перед зрителем демонстрирует и неизвестный голландский автор пермского натюрморта «Ягоды и фрукты». Натюрмортная группа составлена из груши, сливы, абрикосов, а так же ягод смородины, ежевики и вишни. Всё разнообразие даров природы подвергнуто строго выверенной цветовой и пластической аранжировке. Центр полотна торжественно занимает белая фарфоровая чашка с веточками вишни и абрикосами. Слева ей аккомпанируют старательно «выложенные» автором живописные веточки красной и белой смородины. Справа композиционное равновесие поддерживают груша и булочка, с аппетитной золотистой поджаренной корочкой. Между этими крупными формами художник расположил черные ягоды ежевики и добавил несколько ярко-красных пятен вишни. Высокая точка зрения позволяет зрителю охватить взглядом всю композицию и, одновременно, даёт возможность любоваться каждым «героем» в отдельности.
Можно предположить, что у этого зримого облика даров природы есть и скрытый смысл – пафос культивированной человеком природы, гимн саду, как выражению цивилизованного уклада жизни. И ещё один штрих в аллегорической интерпретации. Вишню, чей звучный цветовой аккорд принимает на себя важную роль в колористическом строе натюрморта, иногда называли райской ягодой. Ее сладость символизировала мягкость натуры доброго человека. Указанная расшифровка должна была льстить самолюбию голландских буржуа, построивших, по выражению Маркса, «образцовое капиталистическое общество».