Клас Питер (школа)

Натюрморт. Мясо и фрукты

Изображает стол, на котором стоит корзина с ветчиной и веткой с листьями, лежит булка, металлическая тарелка с малиной, лимон со срезанной в виде ленты кожурой и металлический кувшинчик.
Клас Питер (школа)

Натюрморт. Мясо и фрукты

  • XVII в.
  • холст; масло
  • Ж-79
  • ПГХГ КП-2029
показать описание

Повышенное внимание голландцев к окружающему миру, склонность к изображению реальных, конкретных вещей приводят в XVII столетии к необычайному распространению жанра натюрморта. Никогда прежде он не имел в искусстве такого самостоятельного значения, какое приобретает в это время.
Ранние голландские натюрморты носят интимный характер. Художники стремятся запечатлеть многообразие мира, их влечёт передача разнофактурных вещей и поиски созвучия между ними через погружение предметов в свето-воздушную среду, организованную, как правило, в единой серо-коричневой тональной гамме. Сближенное тональное решение ни в коем случае не обедняло выразительность «завтраков» и «курительных трубок» - первых жанровых самобытностей голландского натюрморта, в которых преодолевалось влияние фламандских образцов. В пределах одного тона крупнейшие мастера этого времени Питер Клас и Виллем Клас Хеда использовали множество тонких соотношений и переходов, позволяющее целостно воспроизводить материальность и пластику предметов.   

Предметный состав голландского натюрморта не является результатом свободной фантазии, и не подчинён случайности. Авторы обдумывают композицию работы, любовно расставляют вещи так, чтобы ярче выявился «характер» каждой из них. Неизвестный голландский художник, приписываемый школе П. Класа изображает накрытый стол, где размещены металлический кувшин, блюдо с клубникой, булочка, столовый прибор – ложка и нож. При этом он не забывает снять с лимона кожуру, уложить нарочито небрежно смятую салфетку так, чтобы на ней заиграли световые блики.

Контраст вертикальных (стеклянный стакан, бронзовый кувшинчик, льняная салфетка) и горизонтальных (оловянная тарелка, ложка, фарфоровое блюдце, соломенная корзинка, булочка) силуэтов является определяющим для формирования композиционной структуры. Располагая предметы в трёх планах, художник подчёркивает объёмность пространственного построения. Центр всей композиции – лежащий в корзине початый окорок. Его плотная масса обращёна к зрителю своим срезом, что позволяет лучше почувствовать форму и структуру предмета. В картине нет живописного блеска, которым отмечены натюрморты самого П.Класа, однако автор сумел добиться убедительного внутреннего единства всех предметов. Такому впечатлению отвечает и единая коричневато-серая тональная гамма натюрморта.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам