Неизвестный художник

Сцены из жизни Иосифа Прекрасного

На фоне морских волн, скал, высоких деревьев с густыми кронами изображены люди, животные.
Неизвестный художник

Сцены из жизни Иосифа Прекрасного

  • XV - начало XVI вв.
  • дерево; масло; темпера
  • Италия
  • Ж-1570
  • ПГХГ КП-15907
показать описание

Феномен итальянских примитивов попал в сферу внимания отечественных коллекционеров искусства довольно поздно, толь во второй половине XIX века. Этот факт объясняет, почему в российских художественных музеях, даже в самых крупных как Эрмитаж или ГМИИ, произведения провинциальных итальянских мастеров XII-конца XV вв. представлены не очень широко.

Само слово «примитив» - определение условное, ничего общего не меющее с понятиями «неразвитый, неумелый, элементарный». Следует исходить из другого значения итальянского прилагательного primitivo – первоначальный, коренной. В творчестве итальянских примитивистов, как и многих безвестных провинциальных мастеров, многие процессы истории итальянского искусства эпохи Возрождения можно проследить даже ярче, чем в творчестве именитых мастеров крупных школ живописи. В частности, процесс преодоления зависимости от византийской художественной традиции явлен в этих произведениях в чём-то, более ярче, непосредственнее и искреннее, чем в работах их именитых коллег.

Иосиф был сыном библейского праотца Иакова от Рахили. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его. Однако жажда наживы заставила братьев продать Иосифа проходившему каравану измаильтян за 20 серебренников. Отцу же братья объявили о том, что Иосиф погиб от хищного зверя. В качестве доказательств братья предъявили одежду Иосифа, запачканную в крови заколотого козла.

Именно эти драматические события становятся источником для сюжета неизвестного итальянского художника, который он представляет на длинной горизонтального формата доске. В одном пространстве художник наивно и свободно размещает все ключевые события: эпизоды пастушеской жизни, убийство козлёнка, извлечение братьями из колодца спрятанного Иосифа и его продажу караванщикам. Всю выразительную событийную канву художник как бы «вышивает» на фоне выразительной панорамы пейзажа. Рощи, кустарниковые заросли, цепочка гор вдали и неровности ландшафта на которые мило усажены персонажи, помогают неторопливому течению событий, настраивают зрителя на степенный и несуетный характер восприятия. Во всём видна живая наблюдательность, неподдельный интерес к окружающему миру. Картину именно интересно рассматривать, искать композиционные связи, т.е. организовывать личное отношение к изображённым событиям.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам