Пир у Симона фарисея
- XVII в.
- холст; масло
- Фландрия
- Ж-71
- ПГХГ КП-2176
Картина «Пир у Симона Фарисея», из пермского собрания, является повторением полотна выдающегося мастера из коллекции Эрмитажа. В XVII веке эрмитажная работа была прославлена как одна из центральных работ Рубенса. Позднейшие историки искусства оказались строже, обратив внимание на то, что «Пир у Симона фарисея» не является целиком собственноручным произведением Рубенса, а исполнен по его эскизу учениками. Сам же мастер лишь завершил работу. Вероятно и пермский вариант «Пира» также был выполнен учениками мастерской Рубенса, по какому-либо заказу. Сохраняя формат и все важнейшие композиционные особенности оригинала, картина, к тому же, демонстрирует высокую технику письма, что длительное время позволяло предполагать специалистам, что она выполнена одним из самых талантливых учеников Рубенса – А. Ван Дейком.
Согласно Евангелию от Луки (7, 36-50), некая грешница (её обычно отождествляют с Марией Магдалиной), узнав о пребывании Христа в доме одного из фарисеев - Симона - явилась туда, упала перед Христом на колени и «плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». Недоумение окружающих – как допускает Христос к себе грешницу – было разрешено в кратком диалоге Симона и Иисуса, который заключил: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». И сказал женщине: «Вера твоя спасла тебя».
Однако этот популярный в живописи XVI-XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Вся картина полна выразительно-смысловых оппозиций. Высоко над головами, прямо к небу вознеслось блюдо с птицей (эффект усилен выбором низкого горизонта) – и низко склонилась фигура грешницы. Пригнулся, в ожидании ответа фарисей напротив Иисуса – и величаво возвысилась голова Христа. Образно говоря, в картине два неба: одно – облачно-бурное небо пира, служащее «декорацией» праздничной суеты, земных даров, утоления плоти, другое – темный, астральный фон за фигурой Христа, чей лик сияет на нем подобно одинокой звезде. Этот глубокий фон с сияющим ликом содержит как бы предзнаменование будущей трагедии. Тогда и образ женщины получает дополнительное истолкование. «…Возливши миро сие на Тело Моё, она приготовила Меня к погребению», - говорит Христос ученикам в Евангелии от Матфея (26, 12). Женщина приникла к ногам Иисуса, как к подножию креста, открывая трагическую перспективу его земной судьбы.
В картине нет ни одной, как говорил Делакруа, «пустой и ненужной подробности». Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль, составляя необходимое звено в нерасторжимом единстве целого. Даже уносящая кость собака, изображенная около Симона, воспринимается в общем контексте не как случайный декоративный или жанровый мотив, а как своеобразная живописная метафора алчности фарисеев.