Неффс Петер

Портик с прилегающей комнатой и садом

Изображает в центре уходящий вглубь портик со стрельчатыми арками на колоннах красноватого цвета. Справа к портику прилегает большая комната с камином и с двумя картинами на стене. Вход в комнату образован такой же аркой. Здание находится в саду с клумбами и обелиском красного цвета, обнесенном стеной с воротами в глубине картины. В комнате, портике и саду изображены небольшие группы людей. За стенами сада видны здания города с башней.
Неффс Петер

Портик с прилегающей комнатой и садом

  • XVII в.
  • холст; масло
  • Фландрия
  • Ж-70
  • ПГХГ КП-2175
показать описание

В богатой жанровой системе фламандской живописи XVII века особой популярностью у заказчиков пользовались архитектурные виды. Доминирующими сюжетами были: «интерьер церкви» и «внешний вид дворца». Специфика их создания требовала от живописцев особых знаний в оптике и математике, необходимых для изображения архитектурных форм на плоскости картины. Поэтому в данной области, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, работало гораздо меньшее число живописцев и создавалось небольшое количество произведений.

Представленное в экспозиции ПГХГ полотно Петера Неффса Старшего можно рассматривать как образец «антверпенской традиции» архитектурного пейзажа», отличавшегося устойчивыми сюжетно-тематическими и композиционными привязанностями культивируемыми в семьях Ван Стенвейков и Неффсов. Это несколько сухо, но отчетливо нарисованные внутренние покои отличаются глубокими тенями и утонченной светотенью.

Ещё одной особенностью пермского полотна является специфика избранной Неффсом переработки архитектурного мотива, позаимствованного у Х. ван Стенвейка Младшего («Итальянский дворец», собрание ГЭ). Вместо дорических арочных форм художник вводит излюбленные им готические архитектурные конструкции, широко представленные в его многочисленных «церковных интерьерах». Бюргерской транскрипции подвергается и жанровая сцена. Вместо аристократической соколиной охоты Стенвейка Неффс расставляет стаффажные фигурки, конструируя из них жанровое заполнение идиллической картины райского садового уголка. В его размеренном пространстве царит такой же покой и основательность быта, как и в открытом интерьере большой комнаты. Известная достоверность изображаемого дополнялась небольшими морализирующими акцентами, хорошо понятными и ценимыми заказчиками полотен Неффса.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам