Франчабиджо Франческо

Мадонна с Младенцем и Иоанном

Изображает сидящую молодую женщину (мадонну) с двумя обнаженными мальчиками, стоящими у ее колен. Мадонна одета в красную одежду с короткими рукавами, перетянутую в талии коричневым ремнем. Из-под красной одежды видна нижняя - синевато-серого цвета. С правого плеча спадает плащ темно-синего цвета. Слева от сидящей мадонны виден горный пейзаж с фигурами мужчины и храмом вдали. Справа такой же пейзаж с лошадьми и двумя фигурами. Небо синее, с светлой полосой зари на горизонте.
Франчабиджо Франческо

Мадонна с Младенцем и Иоанном

  • около 1513
  • дерево; масло
  • Италия
  • Ж-50
  • ПГХГ КП-2597
показать описание

В 20е и 30-е годы прошлого столетия самые крупные музеи СССР – ГТГ, ГМИИ, Эрмитаж и ГРМ оказались в двойственном положении. С одной стороны их коллекции быстро пополнялись за счёт сокращения и реформирования других художественных музеев в Москве и Ленинграде. Значительно пополняли собрания и национализированные частные собрания. С другой стороны, прежде всего из этих музеев государство забирало произведений искусства для продажи за границей (этим занималась специальная организация – Антиквариат). Кроме того, эти музеи должны были выделять произведения и для создаваемых провинциальных музеев, пополнять собрания во всех союзных республиках тогдашней многонациональной страны. Не удивительно, что в процессе таких глобальных перемещений произведений искусства по коллекциям и  фондам могли происходить передачи, которые столичный музей не очень то и хотел совершать. В данном случае могла сказываться элементарная нехватка квалифицированных кадров, которые должны были сопровождать этот процесс. Однако именно в результате таких передач, многие провинциальные художественные музеи стали обладателями высокохудожественных произведений, которые в настоящий момент составляют ядро коллекций.

Вероятно, такая судьба и у данного произведения. Картина поступила с атрибуцией авторства флорентийского мастера первой четверти XVI века Андреа дель Сарто. Живописных работ этого мастера в отечественных музеях крайне мало (только в собрании Эрмитажа). Состояние сохранности произведения, возраст которого насчитывал 500 лет, по видимому, оставляло желать лучшего. Это в какой-то  мере объясняет причину, по которой спустя всего четыре года, по инициативе тех же сотрудников Эрмитажа картина меняет авторство, и теперь уже приписывается кисти Франчабиджо, однокашника Сарто по мастерской Пьеро ди Козимо. С этой атрибуций произведение длительное время экспонируется в ПГХГ и  проходит курс реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря ( середина 1980-х гг.). Однако высокий художественный уровень исполнения, отличающий картину, всегда настраивал сотрудников ПГХГ к поисках ответа на вопрос: может быть она исполнена мастером, имевшим большую значимость в истории итальянского искусства эпохи Возрождения.

Наконец, в 1999 г. наш коллега А. Близнюков указал на несомненное сходство, которое имеется между пермским произведением, и фрагментом «Мадонны Джустиниани» из собрания музея Метрополитен (Нью-Йорк, США). Маркиз Джустиниани был страстным коллекционером, поклонником творчества Караваджо. Его коллекция была одной из самых известных в Риме. Её популярность была обеспечена и наличием каталога, где описание произведений сопровождали и гравированные изображения, сделанные К.Блумартом. Исследователи заметили, что ряд особенностей изображения на фрагменте картины (это было оплечное изображение Мадонны) и гравюры не совпадают. Было высказано предположение, что должна была существовать картина, размеры и характер изображения которой должны были совпадать с каталожной гравюрой. Ответом на эти поиски и стала картина из собрания ПГХГ. Все те особенности изображения, вызывавшие вопросы во фрагменте из Метрополитен, оказались сняты, так как и трактовка одежды и особенности пейзажного фона совпадали с каталожной гравюрой.

Таким образом, можно говорить о том, что в собрании западноевропейской живописи ПГХГ имеется работа крупнейшего флорентийского мастера эпохи Возрождения Андреа дель Сарто. Современник Рафаэли, Микеланджело и Леонардо, он внимательно изучал творчество  великих товарищей по профессии, оставаясь всё же верен своей собственной манере письма. Его высокий профессионализм, открытость, и мягкость характера всегда вызывали уважение  современников. Д.Вазари даже говорит о том, что скромность помешала Сарто снискать ту славу, которой был достоин этот мастер.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам