Лодка с парусом у берега моря.
- 1857
- Холст, масло. 105х87
- Ж-169
- ПГХГ ИКЭ-28
К раннему периоду творчества относится и пейзаж А.П.Боголюбова «Закат». Мотив любовного свидания на закате, на берегу моря, у лодки, звучит романтически. Но он - лишь незначительный повод для того, чтобы написать розовато-жемчужный вечерний морской воздух, марево закатного неба, сливающегося у горизонта с морем. Эта картина – прелюдия к его будущим поискам пленэрной живописи (термин обозначает передачу в картине всего богатства изменения цвета под влиянием солнечного света и атмосферы). Приверженцами пленэрной живописи были французские художники, получившие название «барбизонцы» (от деревни Барбизон, где работали К.Коро, Ш.Добиньи и др.). Боголюбов много путешествовал, хорошо знал современное искусство европейских художников. Работая на натуре, он в собственном творчестве подходил к пленэрной живописи. Знакомство с европейской техникой живописи обогатило его искусство.
В целом его творчество во многом определило поворот к пленэризму в русской живописи второй половины ХIХ века, но все это в большей степени произойдет в 1870-х годах. Картина пермского собрания «Закат» («Лодка с парусом у берега моря») – лишь начало поисков собственного пути в искусстве.