Нередко в обывательском представлении о византийской иконописи последняя оказывается чем-то «неумелым», нереалистичным, не идущим ни в какое сравнение с традицией живописи европейского модерна – в лучшем случае, собранием «очаровательных примитивов». Указывают на несоблюдение пропорций в изображениях фигур святых и ангелов, на нарушение принципов перспективы, на полное пренебрежение работой со светотенью.
Между тем, внимательный анализ памятников византийской иконы, предложенный ещё столетие назад русским философом, математиком и натуралистом, священником Павлом Александровичем Флоренским, позволяет обнаружить строгую математическую логику, стоящую за всеми подобными «неправильностями». Флоренский называет эту логику принципом обратной перспективы, раскрывает те философские и богословские принципы, которые позволяли византийской иконе служить своего рода окном в горний мир.
На встрече с Алексеем Александровичем Каменских мы поговорим об особом образе мира и человека, который задан «обратной перспективой» византийской и древнерусской иконы; а также о том, как идеи русских искусствоведов и философов начала двадцатого века повлияли на традицию современной греческой иконописи.
Галерея переезжает
С 5 ноября 2023 года Пермская художественная галерея в здании Спасо-Преображенского собора закрыта в связи с переездом. Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" (Окулова, 75, к. 3)
события
Лекция
Прямая и обратная перспектива в иконописной традиции
16+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
14 октября 2021 18:30
Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Пермь)