Встреча

«ДВА ПИСАТЕЛЯ, ИЛИ КЛЮЧИ ОТ ЧЕРДАКА»: презентация романа Марины Голубицкой

16+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
8 декабря 2022 19:00

Встреча с писателем Мариной Голубицкой, которая представит свой новый роман «Два писателя, или Ключи от чердака».  На встрече с Мариной Голубицкой вы узнаете подробности создания романа, сможете приобрести книжную новинку, получить автограф автора, а также познакомиться с художником Анатолием Михуля-Морозовым – одним из героев романа. Кроме того, вы увидите работы ещё одного персонажа романа – яркого представителя андеграунда, художника, литератора, виолончелиста Андрея Громова (1958-2018). 

О романе:

В издательстве «Русистика» (Издательский дом «АСТ-Пресс»-«Родное слово») вышла книга Марины Голубицкой «Два писателя, или Ключи от чердака». Это роман о любви и осмыслении себя через творчество, ироничный и наполненный яркими образами автофикшн, написанный задолго до того, как сам термин вошел в обиход. 

Главная героиня романа Ирина родилась в Перми, уехала учиться в Москву, но город детства повлиял на ее мировоззрение и эстетические привычки: «Когда-то в Перми нас воспитывал Театр оперы и балета. Почти все интеллигентные девочки учились на фортепиано, и уж точно все без исключения посещали оперный театр». Сюда же она мысленно, будто в поисках вечного лета и беззаботного счастья детства, возвращается, вспоминая дни в пионерлагере. И в этих же краях случится одно из самых драматических ее взрослой жизни: перевернется лодка со всей семьей и тремя детьми, происшествие, которое она будет переживать вновь и вновь. Путешествуя и живя в других городах, Ирина остается пермячкой: «И Гранд Опера, красивый вокзал, где в ложу направляются, как в купе, стремительно, не сняв шубу, — и Гранд Опера не затмил в моей памяти пермского оперного». 

Между тем, после замужества и учебы на мехмате Ирина переезжает из Москвы в Свердловск и знакомится с богемной стороной уральской столицы. Ее муж готовит к публикации свой поэтический сборник, обложку оформляет известный художник Майоров. Выставки, где происходит все самое интересное, от полезных знакомств до обмена сплетнями, становятся важной частью жизни Ирины. Здесь случаются поворотные события: и встреча с главным персонажем книги, давшая начало главной сюжетной романной линии, и скандал в Государственной галерее, эту линию оборвавший. Происходит соотнесение внутреннего мира и внешнего самовыражения творцов, когда бомжеватого вида мужичок в тельняшке и ватнике оказывается гением. Ирина видит, что творчество не одноколейно. Так, художник Родионов оказывается автором рассказа, поразившего ее: «Я не спрашивала, что художник хотел сказать, просто дышала вместе с ним две страницы. Он подарил мне особый миг, миг растворения в творении. Он растревожил и разбудил то состояние души, когда жизнь еще впереди и все до слез — и вдох, и печаль, и радость».

Ирина вращается в творческих кругах, где поначалу все знакомы «меж собой, но не с нею», а затем встраивается в эту сложную только на первый взгляд экосистему и даже влияет на нее. Когда в семье появляются первые свободные деньги, они с мужем покупают картины Родионова, и это тоже не просто приобретение, а почти ритуал:«Нам хотелось купить сразу несколько, три или хотя бы две. Если две, то похожие, чтоб было ясно, «что художник хотел сказать». Если три, то одну совсем другую, чтобы было видно, что художникможет еще и так». 

Встречи с художниками, драматургами и литераторами меняют взгляды Ирины на творческий процесс. Все больше проникаясь богемной атмосферой, она из созерцателя превращается в демиурга и начинает создавать собственные тексты. Сначала появляется малая проза, затем Ирина принимается за роман, охватывающий множество лет и множество персонажей, в том числе реальных, известных в Екатеринбурге и за его пределами.

Занятный и богатый материал для крупной формы дают художники и поэты, драматурги и писатели, все эти тонко чувствующие и бурно выражающие свои сложные чувства люди. Вдохновляет Ирину и влюбленность в образ человека-«яблочка с червивым боком» и постоянное ироничное наблюдение за собой. Этот текст, кроме прочего, попытка ответить на вопросы, определяющие рисунок судьбы: «можно ли не впускать в дом человека, чьи картины висят у тебя на стенах, — пьяницу, полубомжа, чудака на букву ‘‘м’’? Где граница, защищающая нас от людей без границ?»  Из диалогов и впечатлений складывается роман. И вот так обрастает деталями и ощущениями эта история о поисках баланса между семьей, работой и творчеством, нежное описание рождения писателя тогда, когда в окружении полотен и их создателей, в правке стихов и пересказывании событий не писать чуть видоизмененную летопись уже просто невозможно.

Об авторе:
Марина Демьяновна Голубицкая (урожденная Бахрах) родилась в Перми. Окончила пермскую школу № 9, затем мехмат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва). После окончания ВУЗа по распределению переехала в Екатеринбург, где работала преподавателем университета. В конце1990-х начала писать прозу, повести и рассказы, публиковала их в журнале «Урал». Получила премию журнала за лучшую публикацию – журнальный вариант романа «Два писателя, Или ключи от чердака». В 2010 году выпустила первую книгу «Вот и вся любовь», посвященную своей пермской учительнице литературы Мерлиной Е.Н. В 2019 году участвовала в межконтинентальном заплыве через пролив Босфор и одержала победу среди участников своей возрастной группы. В настоящее время живет в Москве.

Вход на презентацию романа свободный, по регистрации

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам