Выездная выставка

"ТРАДИЦИЯ БЕЗМЯТЕЖНОСТИ": уличная выставка

0+
Сад камней Пермь, Ленинский район, территория вокзала Пермь-2
июнь 2020 — август 2020

 "Традиция безмятежности"- одна из 4-х уличных выставок проекта "Улица музейная", который Пермская галерея реализует совместно с Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми. Выставка представит произведения западноевропейских и русских художников  XVIII-XIX веков, запечатлевшие летние городские виды, прогулки и светские развлечения горожан, а также взгляд на природу сквозь городскую перспективу. Выставка организована в Саду камней (Пермь, территория вокзала Пермь-2).

Раннее лето, как никакой иной сезон, располагает к  сентиментальным и безмятежным прогулкам  по воображаемым ландшафтам прошлого. Образы города органично влились в европейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков и значительно позднее – в российское.

С ранних этапов своего становления художественная практика городского пейзажа воспринималась как вполне научная и связывалась с задачей передачи геометрической перспективы, и живописцы часто прибегали к использованию камер-обскура для возможно более точной фиксации местности и деталей архитектуры. От ведуты (буквально – "вида местности") справедливо ожидали иллюзионистического эффекта. Виды знакомых глазу городских улиц имеют особую манкость – сравнить реальность с запечатленным образом. Изобразительная топографическая точность была в цене, и еще какой. Чем более объект разглядывания детализирован, чем он, на первый взгляд, реалистичнее и достовернее, тем интереснее его рассматривать, искать и находить знакомое/похожее/правдивое.

Постепенно обретая самостоятельность жанра, городской пейзаж трансформировался. Город как особое пространство по-разному моделируется: это и среда повседневности, это и своеобразная сцена для представления светских сюжетов, это и город-музей, это и особый лик природы. Воображение, иллюзия столь же ценны в передаче городского образа, как и топографическая достоверность, узнаваемость архитектуры,  пространственный объем, точность и сомасштабность деталей. Зеркальное отражение реальности тесно переплетается с особой городской сценографией, световыми эффектами, наполнением пространства улиц и площадей концентрированным действом – гулянием, празднеством, говором толпы, разнообразием типажей, интонаций.

Еще в XVII веке происходит слияние городского пейзажа и бытового жанра. В последующие эпохи такие картины, дарящие сладостное чувство узнавания опоэтизированной повседневности,  невинного соучастия в постановочных сценках в тавернах, лавках зеленщиков, на променадах , в аллеях и парках были невероятно востребованы средним классом.  Популярность запечатленных городских видов со временем только росла, особенно с распространением практики туризма в XIX веке. Город – это разные "срезы" повседневности в разных ее формах и нередко в идеализированном варианте, и здесь часто можно наблюдать переплетение жанров – не только ведуты и бытового – но и натюрморта, и марины (морского пейзажа).

Во времена, когда еще не существовало фотографии, изображения городских видов в технике гравюры были весьма распространенным – и востребованным – видом тиражной графики. Искусство XVIII-XIX веков невозможно представить без городских видов, как оригинальных живописных и графических, так и тиражных. В них зрителю предоставлена возможность смотреть извне на город как на цельное пространство, быть наблюдателем неких разворачивающихся перед ним, почти театральных, сцен.

Город как тема и предмет картины не сразу вошел в художнический "репертуар", ему предшествовал ландшафт природный. С ростом городов происходило естественное отчуждение природы, и оказалось, что на природу можно смотреть сквозь городскую перспективу, сделав ее необходимым предметом любования.

На горожанина были ориентированы и картины сельских идиллий, и сентиментальные "руины" деревянных домиков, и красочных горных пейзажей, одушевленных присутствием отнюдь не стаффажных, а умело костюмированных персонажей. Природа представала разнообразно аранжированной сообразно вкусам и моде.

Не будучи "высоким" жанром в художественной иерархии, городской бытовой пейзаж, тем не менее, составляет интересную часть музейных собраний, сохраняя для летящих ритмов грядущих эпох "привычку к счастью", традицию безмятежности.

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам