Цвет в искусстве: желтый

Симфония в желтом
Ползет, как желтый мотылек,
Высокий омнибус с моста,
Кругом прохожих суета —
Как мошки, вьются вдоль дорог.
Покинув сумрачный причал,
Баржа уносит желтый стог.
Как шелка желтого поток,
Туман дома запеленал.
И с желтых вязов листьев рой
У Темпла пасмурно шуршит,
Мерцает Темза, как нефрит,
Зеленоватой желтизной.

Оскар Уайльд

Прокопий Чирин. Икона. Строгановская школа. Климент папа Римский с житием. XVII. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Желтый – третий из основных цветов, наряду с красным и синим, самый светлый, яркий и контрастный. Один из древнейших: помните желтую лошадь в пещере Ляско? Ей более 17 000 лет. Он добывался  довольно легко, из охристых глинистых пород, поэтому часто присутствовал и в наскальной живописи, и в более позднем искусстве Древнего мира.

Как и каждый из основных цветов, желтый обладает множеством противоречивых качеств. Желтый – цвет солнца, символ золота, в Греции – цвет Аполлона, а в Китае – императора. В буддизме – это цвет самого Будды, монашеских одеяний, цвет желтого крокуса как символ отказа от всего мирского.

Но мы все помним и «желтые тюльпаны – вестники разлуки», и желтый дом, и «Она несла в руках отвратительныетревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве»… Удивительно, но и ревность, и супружеская верность – это все желтый цвет.

В искусстве чаще всего  желтый цвет воспринимался как аллюзия к свету, золоту, абсолютной божественной истине и власти. Именно поэтому в религиозной живописи мы чаще всего видим изображение небесного царствия с помощью золота мозаик, золотых нимбов святых, одеяний св. Петра, а  потом и Папы Римского (Прокопий Чирин. Климент папа Римский).

В классической живописи мало кто из художников использовал этот цвет в чистом виде. Его трудно вписать в пространство, он выбивается из палитры своей яркостью, светлотой и контрастностью.

И.И. Шишкин. Золотая осень. 1888. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Сложность желтого цвета в том, что при малейшей примеси других оттенков он радикально меняется. Чуть больше холодного – и это уже темный, мрачный, тускло-желтый цвет, который ассоциируется с ревностью и изменой. Не случайно уже в раннем средневековье в темно-желтых одеждах изображали Иуду, а более поздние эпохи лечебницу для душевнобольных стали называть «желтым домом».

Говоря о двойственности желтого цвета, как обычно вспомним «Учение о цвете» И.-В. Гёте: «Это ближайший к свету цвет, – пишет он, – Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый производит исключительно теплое и приятное впечатление. В живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины». Однако, отмечает Гёте дальше, при его загрязнении он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Еще в эпоху Ренессанса замечали, что золото и лимон – желтые, но их желтизна говорит о разном. И, с одной стороны, часто, характеризуя оттенки желтого, средневековые красильщики называли «цвет согласия» или «цвет ржи», с другой – это был «цвет соломы». В него облачали простаков, шутов, ревнивцев и даже безумцев.

П.И. Субботин-Пермяк. Ау-у. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Очень редко в истории искусства семнадцатого-девятнадцатого веков можно увидеть открытый желтый цвет (И.И. Шишкин. Золотая осень). Поскольку он выбивался, не вставал на место в перспективной картине, его требовалось приглушить, уменьшить его светоносность, добавить другой оттенок, чтобы сблизить с основной колористической гаммой. Часто получалась просто грязная живопись. Поэтому, чтобы использовать желтый, художникам требовалась известная смелость.

Яркий желтый в большей степени проникает в искусство тогда, когда художники от тональной живописи переходят к системе «алла прима», при которой краска наносится сразу, в один прием, без лессировок и многослойности. Активно желтым начинают пользоваться импрессионисты и постимпрессионисты. Классический пример этого – многочисленные «Соборы» К. Моне и «Подсолнухи» Ван Гога. Однако и русские мастера конца девятнадцатого столетия начинают активно пользоваться открытым цветом (П.И. Субботин-Пермяк. Ау-у).

Следование этой традиции прослеживается и в искусстве новейшего времени. Однако часто в живописи художников ХХ века (П.И. Келин. Женский портрет) желтый предстает в высветленных, несколько разбеленных оттенках.

Оттенки желтого, приближенные к оранжевому и даже красному, добавляют активности, движения, позитива (Н.В. Кашина. Натюрморт с апельсинами). И, кстати, именно эти оттенки способствуют повышению аппетита. 

Н.В. Кашина. Натюрморт с апельсинами. 1939. Из собрания Пермской художественной галереи

Психологи, рассуждая о желтом цвете, считают, что он относится к позитивным и имеет положительное воздействие на человека, что в нем нет агрессивности красного и равнодушия синего. Кроме того, он способствует легкомысленному отношению к жизни, что в сегодняшних сложных условиях, вероятно, тоже важно. Желтый вызывает не только легкость мыслей, но и любознательность, жажду нового и потребность это новое осмыслить. Именно поэтому рекомендуют использовать желтый цвет в учебных аудиториях.

Да, помещение с желтыми стенами и занавесями кажется просторным и наполненным солнечным светом. Но через некоторое время человек здесь может почувствовать усталость и головную боль. Обилие желтого цвета быстро утомляет нервную систему, и восторженное, приподнятое настроение переходит в раздражение и немотивированную злость: желтый может раздражать не только мрачных и угрюмых, но и тех, кто стремится к покою и уединению. Повышенный тонус, поддерживаемый желтым цветом, ведет к перегрузке нашей психики, и хочется побыстрее покинуть комнату, оформленную в этом колорите. Поэтому его трудно использовать в жилых интерьерах. Чаще всего это лишь небольшие акценты, отдельные яркие пятна или, если хочется сделать желтый доминирующим цветом в оформлении комнаты, его выбеливают, делают нежным и пастельным.

Желтый цвет требует чувства меры как никакой другой, поскольку имеется важный создаваемый им зрительный эффект: этот цвет всегда останавливает, а окрашенные в желтый предметы как бы выступают, выдвигаются нам навстречу из окружающего пространства. По этой причине желтый часто используют в рекламе, в дизайне упаковок товаров и в раскраске дорожных знаков – не случайно он является предупреждающим в светофоре. 

Кстати, в природе – это знак опасности. Ядовитые насекомые чаще всего имеют желтый окрас, как бы предупреждающий, что трогать их не стоит. Так что с желтым цветом необходимо быть осторожными не только художникам, но и обычным людям, обращая внимание на оттенки и оберегая себя от опасности, которая таится под знаком желтого.

Интересно, что желтый считается ведущим трендом в модной одежде весны-лета 2020 года (жаль, что не удается это продемонстрировать на светских вечеринках, но, может быть, как и все важные события года, эта тенденция сохранится до осени). Наиболее актуальными считаются шафрановые и янтарные оттенки, которые добавляют ощущение драгоценности нарядам, а также варианты «слоновой кости». Однако и в моде дизайнеры предлагают лаконичные модели без лишних деталей, поскольку желтый берет на себя очень много, притягивая взгляд. Если говорить о цветопредпочтении, то желтый выбирают чаще всего люди активные, деятельные и ориентированные на успех, а также те, кто занимается именно тем делом, которое любят.

А.М. Тимергалеев. Арбуз и персики. 2002. Из собрания Пермской художественной галереи

Б.Н. Ермолаев. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам