«Печально все же, что в такое злосчастное время, как наше, самая чистая жизнь, самая неоспоримая добродетель не может оградить человека от позора и преследований».
/Александр Дюма «Три мушкетёра»/
Последнее произведение, созданное художником при жизни, всегда вызывает пристальное внимание современников и исследователей его биографии. Для первых – это размышление о том, что сумел сказать художник своим искусством, и какие начинания остались незавершёнными. Для вторых, получивших ресурс исторической панорамы, искушение построить целую систему причин и следствий, объясняющих тему, сюжет и особенности композиции произведения, которое можно возвести в ранг творческого завета.
Можем ли мы понять причины, повлиявшие на решение Калло обратиться к сюжету, который он оставил в 1617 году? В какой степени на особенности гравюры Жака Калло повлияла богатая традиция изображения святого Антония, связанная с именами Питера Брейгеля Старшего, Иеронимуса Босха и других нидерландских мастеров? Почему на границе Нового времени художник создаёт произведение, наполненное отчаянной борьбой светлых и тёмных сил? Это только скепсис много повидавшего или это спектакль, в котором ещё не опустился занавес?
Эти и многие другие вопросы финального этапа биографии Калло будет задавать каждый исследователь его творчества. Художник не оставил нам объяснений, он оставил произведение. Каким увидит его наше время? Давайте, прежде чем проститься с выставкой Жака Калло, ещё раз посмотрим и поразмышляем о его творчестве. Искусство в глазах смотрящего.
Лектор: главный научный сотрудник Пермской художественной галереи, кандидат искусствоведения Игорь Мартынов