Концерт

«Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке»

12+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
24 июня 2021 18:30

Концерт.

Виктор Ульман – Райнер Мария Рильке. «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» — 12 пьес для чтеца и фортепиано (1944).

Перевод Константина Азадовского, адаптация текста Юлии Смирновой

Исполнители: Даниил Петров (декламация) и Юлия Смирнова (фортепиано)

Мировая премьера русскоязычной версии.

«Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» была написана модернистом Райнером Марией Рильке в 1906 году. Во время Второй мировой войны рассказ о самоотверженности молодого барона, мерно бредущего или яростно скачущего по полям войны XVII века, оказался одним из воодушевляющих произведений для узников концентрационного лагеря Терезин на территории Чехословакии. Среди придававших особенное значение «Песни о любви и смерти» был композитор Виктор Ульман, написавший музыку для фрагментов текста Рильке.

Успешный композитор, ученик Шенберга и Цемлинского, ветеран 1-й мировой Виктор Ульман вместе со своей женой и сыном от первого брака попал в концлагерь 8 сентября 1942 года, основал там «Студию новой музыки» и за 2 года написал более 20 сочинений, 26 эссе о музыкальной жизни Терезина. Он работал в Отделе досуга образцового гетто Терезин, куда было депортировано порядка 60 тысяч евреев из Европы, в их числе тысячи и тысячи писателей, музыкантов, художников. Лагерь был разрекламирован как специальный курорт для «знаменитостей», где их должна была ожидать спокойная, обеспеченная старость. В ожидании неизбежного уничтожения…

Виктор Ульман. Фото: https://dessa-art.com/

 

Большинство сочинений Ульмана, написанных до войны, утеряно, – все, созданное в Терезиенштадте, сохранилось.

Из эссе «Гёте и гетто» (июль 1944):
«Терезин был и остаётся для меня школой формы. Раньше, когда не чувствовались бремя и тягота материальной жизни, – они вытеснялись комфортом, этой магией цивилизации, – легко было создавать красивые «формы». Здесь, где нужно повседневно преодолевать сопротивление материи, где всё окружающее враждебно Музам, – здесь истинная школа мастерства, если вместе с Шиллером видеть тайну произведения искусства в преобразовании материи в форму, – что, по-видимому, вообще является миссией человека, – взятой не только эстетически, но и в этическом плане.

Я написал в Терезине довольно много нового, чаще всего по просьбам или пожеланиям дирижёров, режиссёров, пианистов и вокалистов... Надо подчеркнуть, что Терезин не препятствовал, но способствовал моей музыкальной работе; что мы ни в коем случае не сидели, плача и стеная, на брегах рек вавилонских; что наша воля к культуре была адекватна нашей воле к жизни...»

16 октября 1944, когда надежды на скорое освобождение были как никогда сильны, Ульмана с женой в числе 15 тысяч узников лагеря депортировали в Освенцим, где через два дня они погибли в газовых камерах…

Сочинения Ульмана активно исполняются в Европе, США, Израиле. В России мелодрама Виктора Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» по поэме Р.-М. Рильке, написанная за пару месяцев до транспорта в Освенцим, была представлена лишь единожды – 24 ноября 2016 года австрийской театральной труппой “Arbos” на XXVIII Международном фестивале новой музыки «Звуковые пути» в Санкт-Петербургском Доме композиторов.

Юлия Смирнова

 

Даниил Петров.

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам