"Личное пространство" - одна из 4-х уличных выставок проекта "Улица музейная", который Пермская галерея реализует совместно с Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми. Выставка организована на Тихом Компросе (ул. Комсомольский пр., Свердловский р-н Перми).
Выставка "Личное пространство" - история о профессиональных художниках и, одновременно, музейных педагогах, Евгении Наймушиной и Артёме Кутергине – ярких индивидуальностях как в искусстве, так и в музейной жизни. Большой труд – утром искать подходящий язык для разговора с детьми о произведениях старых мастеров, а вечером подбирать язык художественный, чтобы рассказать о мире "снаружи и внутри".
Евгения Наймушина и Артем Кутергин – выпускники Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, члены Союза Художников России. Благодаря их инициативе в Пермской галерее появились циклы образовательных детских программ. Каждой новой выставке сопутствует погружение в тему и кропотливая работа музейных педагогов, которая воплощается в уникальных путеводителях (созданных практически вручную!) и экскурсиях для детей всех возрастов.
Представленные на выставке шесть живописных полотен принадлежат Евгении. В 2017 году их объединила персональная выставка «Местные». Каждый сюжет и персонаж, будь то задумчивый пастух Витя, сосредоточенный гончар, или деревенский мальчик, ежевечерне навещающий теленка – «подсмотрен» автором у жизни. Поэтому образы отличаются необычной лирикой – очень личной, исполненной поэзии простых будней. Эффект визуального и даже тактильного узнавания происходит при взгляде на летнюю природу и предметы быта: вот хрустящая упругая капуста, вот прохлада жестяного ведра и шершавая терпкость теплой глины, вот луч вечернего солнца на даче, а вот горьковато-пряный запах томатной ботвы. «Теплица похожа на аквариум, в нем своя жизнь. То запотеют, то листьями прилипнут к стеклам помидоры», – замечает Женя. Не в том ли узнавании верх реалистической живописи? Внимание к человеку и его локальному пространству очень свойственно художнице.
В отличие от Евгении, которая отдает работе над живописным произведением длительное время, Артем Кутергин предпочитает метод быстрого рисунка. Уже на первом курсе живописного отделения Артем открыл для себя экспрессивную скорость фломастера и увлекся графикой. Академическим классам предпочитал свободу пленэров. «Вспомогательные рисунки часто интереснее чем то, что с ними делаешь потом», – делится автор. Каменистые уступы, вьющийся виноград, деревенские домики – все образы сотканы из гибких линий, густых пятен и резвых штрихов. Серия представленной графики называется «Путевой альбом», поэтому впечатление мерно движущегося путника вовсе не обманчиво. Практически все рисунки были выполнены в селе Троица (Пермский край), и часть из них сегодня дополняет коллекцию Дома-Музея Василия Каменского. Выбранные Артемом сюжеты поразительны тем, что человек и природа в них сплетаются совершенно органично. Густая зелень и деревенские домики, накрепко проросшие друг в друга, являют собой хорошую метафору мирного сосуществования.
Бережное внимание к простому быту, поэтизация неспешности трудовых будней и окружающей природы роднит произведения таких разных и таких близких авторов. Художественные приемы вроде «приближения» созерцаемой вещи и исключения линии горизонта из пространства картины; размытые, нечеткие, «дымчатые» границы предметов; контрастность; динамичность, эффект движения, выражающий время – способствуют открытию нового взгляда на повседневные вещи, в котором они поднимаются над функциональным значением и являют свой поэтический смысл.
Создавая произведение, художник уже во многом (возможно, не осознанно) совершает феноменологическую работу, а именно «вырывает» вещь из обыденного контекста, привычного фона, ставя ее в центр внимания. Вещь оказывается словно бы отнятой у повседневности.
Художественное осмысление повседневной жизни – действенный способ преодоления ее монотонности. Обращая внимание на обыденные предметы и явления, художники помогают разглядеть забытое в суете.